воскресенье, 2 октября 2016 г.

Информационный пост.Маска или трафарет, что это такое, давайте немного разберемся.

Здравствуйте уважаемые читатели и гости!
Есть некоторый материал, информационный,
который уже был подготовлен и опубликован в блоге Savushkascrap, продублирую и у себя
Поговорим немного о таких нужных и увлекательных инструментах для скрапбукинга как маска и трафарет. Особенно они незаменимы для тех, кто в своем творчестве применяет такие популярные сейчас техники и приемы mixed media. А в чем различие, спросите вы.
Вот в этом вопросе и попробуем немножко разобраться))

Немного истории..

Трафареты использовались еще древними людьми для росписи стен и потолков пещер, в Китае это искусство существует не менее 1,5 тысяч лет. У каждого народа свои тонкости их создания. В Персии ограничивались воспроизведением священных надписей.

По шелковым торговым путям, метод трафаретной техники распространился среди других восточных культур. Со временем трафаретная техника достигла Сиама (Таиланда),  Персии (Ирана) и Индии. В этих странах использовали Китайский метод пробивания мела сквозь отверстия, но изображаемые предметы были разные. В Сиаме, например, это были в основном узоры на темы природы. С развитием торговых путей техника трафаретов из Азии пришла в Европу, а в Новом Свете этот инструмент оформления интерьеров стал так популярен, что превратился едва ли не в вид национального творчества.
Существует очень много технологий декоративной отделки и, самая простая и самая универсальная среди них – это трафаретная роспись. В русский язык слово "трафарет" пришло из итальянского  traforetto- продырявленное. Это слово отражает суть трафаретной техники, которая заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или другого материала, на декорируемую поверхность.
Раз слово пришло к нам из итальянского языка, можно предположить, что трафаретная техника возникла в Италии, но это не так.
Никаких письменных источников возникновения трафаретной техники, к сожалению, не сохранилось. Историю трафарета можно лишь реконструировать по многочисленным фрагментам.
Итак, продолжим, наше увлекательное путешествие, и отправимся  в Китай.
Самые ранние свидетельства применения трафаретной техники  относятся к I веку нашей эры. В 1907 году Марком Аурелем Стейном (Marc Aurel Stein) в пещере  Тысячи Будд (Чьен-фу Танг) в Дуньхуане  были найдены шелковые ткани с изображениями Будды, выполненными с помощью трафаретов.
Так же там были найдены и исходные рисунки на пергаменте. Вдоль линий на рисунках были пробиты дырочки. Для переноса изображения на ткань, по трафарету постукивали мелом. Мел проникал сквозь дырочки, оставляя след на ткани. Затем мелованные линии обводили и вручную раскрашивали изображение.В многочисленных монастырях монахи с помощью трафаретов тиражировали "открытки" с изображениями Будды и священные буддийские тексты в качестве пропагандистких материалов. Для справки: Комплекс в Дуньхуане включает в себя 492 грота, называемых Могао или Пещерой тысячи Будд (Чьен-фу Танг). Эти пещеры находится на северо-западе Китая и является сокровищницей буддийского искусства. Пещера тысячи Будд, была создана китайскими монахами в 366 г. н. э. В 1987 г. Могаоские пещеры были занесены в Список памятников мирового культурного наследия. В настоящее время Пещера тысячи Будд является одним из самых охраняемых древних религиозных памятников мира.


История возникновения трафарета очень древняя, и насчитывает много тысячелетий.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция).
В пещерах этого периода на территориях современной Франции и Испании, и  были найдены наскальные рисунки. В наскальной живописи этого периода можно разглядеть зарождение техники трафаретного способа изображения. На стенах пещер изображения ладоней или ступней, оружия, предметов быта и пр. выполнены либо "обратным" трафаретом или методом штампа, как этот отпечаток ладони (фото выше), изначально густо вымазанной в красной охре, замешанной на воде, а затем приложенной к поверхности. 
Либо "прямым" трафаретом, как этот отпечаток ладони, когда та же, разведенная водой, красная охра распылялась изо рта.
История техники трафаретной печати.
На сегодняшний день, не представляется возможным, назвать точный временной период и географическую область, где древнее человечество впервые стало применять прообраз трафарета и соответственно трафаретной техники печати. Основной причиной информационного вакуума в этой сфере, является тот факт, что трафаретная техника, зародилась и нашла свое применение задолго до создания письменности, а потому никаких письменных источников, указывающих на родину трафарета, не может быть по определению. Так уж получилось, что человечество начало «трафаретить» раньше, чем писать мемуары и исторические хроники. Так что учёным археологам и историкам, остается делать свои выводы и строить гипотезы, лишь используя немногочисленные материальные свидетельства и артефакты, выявляемые при археологических изысканиях.

Одно можно утверждать наверняка, первым древним трафаретом, первого древнего «трафаретчика», была его собственная рука. Отпечатки таких рук, встречаются в пещерах и на открытых скалах, практически во всех местах обитания древних людей. Подобные отпечатки, могли использоваться, как в качестве первых художественных изысканий, так и вполне утилитарно, для обозначения границ освоенных территорий, того или иного племени. Отпечатки древних рук, во множестве украшают стены пещер по всему миру. Одна из наиболее известных – «Пещера рук» в Аргентине.

 Отпечатки рук на ее стенах выполнены в негативном отображении. Древние люди прикладывали руку к стене и выдували на стену по контуру руки, природный пигмент. Пигмент выдувался через трубочку, предположительно растительного происхождения или полую кость. Так что можно сказать, что первобытным людям был известен не только простейший трафарет, но и простейший аэрограф.
Научно подтверждено, что краски, применяемые первобытными людьми, были специально приготовленными и многокомпонентными. В качестве составляющих использовались растительные, животные и минеральные компоненты, которые измельчались, смешивались и даже подвергались термической обработке.

Трафаретная техника печати, в том виде, в каком мы её традиционно представляем себе, насчитывает тысячи лет истории. Существуют гипотезы о том, что она зародилась в Китае или Корее, равно как и существуют предположения, что первые трафаретные рисунки были нанесены Финикийцами, а некоторые доказательства указывают на аборигенов Фиджи.

Вполне возможно, что каждый из этих народов, изобрел свой метод трафаретной печати самостоятельно, например, подсмотрев подобные процессы в природе, и далее совершенствовал их методом проб и ошибок.
Наиболее древние из найденных трафаретов, не совсем соответствуют традиционному представлению о трафаретной печати. Это скорее шаблоны, для разметки контуров изображений. Они представляли собой рисунки на пергаменте, с пробитыми по контуру отверстиями. Мастер накладывал такой шаблон на поверхность, на которую требовалось нанести рисунок и втирал в отверстия мел или сажу, таким образом размечая контур будущего рисунка. Далее этот контур обводился и раскрашивался вручную. Такой метод разметки имеет название «припорох».
Трафаретную технику использовали все великие цивилизации древности. Области применения первых трафаретов были разнообразны. Финикийцы наносили орнаменты на ткани. Египтяне использовали для украшения стен гробниц фараонов, при помощи трафаретов, наносились изображения на футляры мумий. Древние Греки использовали трафареты для разметки прекрасных мозаичных композиций и мюралей – роспись стен. В Римской империи, помимо ранее перечисленных направлений применения трафаретов, их так же использовали для обучения письму и в качестве прообраза наружной рекламы. При помощи трафаретов, Римляне распространяли информацию о собраниях, играх и других важных событиях. Так что распространители рекламы на асфальте, могут по праву считаться продолжателями традиций Древнеримских рекламщиков. Известно также, что многие Римские императоры, подписывали документы золотыми штампами.
Хоть и не представляется возможным определить, кто же начал использовать трафареты первым, но вот дальнейший путь развития трафаретной техники весьма чётко прослеживается – печать по трафарету, получила широкое распространение в странах Востока. В 1907 году британским археологом   Марком Аурелем Стейном (Marc Aurel Stein), при обследовании пещеры Тысячи Будд (Чьен-фу Танг) в Дуньхуане, были найдены шелковые ткани с изображениями Будды, выполненными с помощью трафаретов. Эти находки относятся к I веку нашей эры. Вместе с тканями, были найдены исходные рисунки на пергаменте.
По торговым путям, которые связывали Китай с соседними странами, метод трафаретной печати распространился среди других восточных культур. Наибольших высот, в области нанесения изображений через трафарет, достигли Японские мастера. Впервые эта техника печати, появилась на Японских островах в VI веке и с тех пор неустанно совершенствовалась. Трафареты в Японии, называют «Катагами» (ката – бумага, гами – тяжелая), а метод набивки через них изображений – «Катазоме». Катагами, и по сей день остается важной составляющей Японской культуры и используется для нанесения на шелке узоров, с фрагментами природы. Древние ремесленники использовали технику трафаретной печати для украшения тканей, из которых шили кимоно, постельные принадлежности и рабочую одежду. Наиболее популярными узорами, были символы счастья – хризантема и пион. А постельные принадлежности, чаще всего украшали – феникс, журавль и черепаха - это символы семейного счастья, долголетия и богатства. Трафареты использовались для украшения доспехов и шлемов самураев (как боевых, так и парадных), конских попон и упряжи, боевые знамена так же разукрашивались при помощи шаблонов. Через трафарет раскрашивались веера и печатались знаменитые Японские миниатюры на ткани. Японские  трафареты , (katagami) продаются как произведения искусства или украшают двери японских номеров.
Материалом, для изготовления трафаретов, служили волокна тутового дерева, которые проклеивались между собой соком недозревшей хурмы. Этот сок придавал готовому изделию, характерный коричневый цвет.  А необходимое сопротивление воде, придавал танин, который содержится в плодах хурмы. Танины это фенольные соединения растительного происхождения, обладающие дубящими свойствами. Далее, мастер, при помощи острого ножа, прорезал узоры. Мелкие детали узоров трафарета, фиксировались на сетке из женских волос. Позже, волосы были заменены тонкими шелковыми нитями.
Для нанесения узоров на ткань, использовалась следующая технология. Мастер прикладывал трафарет к ткани и при помощи жесткой кисти или шпателя (мастихина) накладывал специальную рисовую пасту. Далее ткань опускалась в краситель, который окрашивал её, но не прокрашивал участки с нанесенной пастой. Таким вот несложным и дешевым способом, удавалось имитировать дорогую парчу на хлопковой ткани. Эта методика изготовления трафаретов и нанесения через них изображений, в дальнейшем стала прародительницей метода трафаретной печати, известного на сегодняшний день, под названием шелкография.
Со временем, трафаретная техника достигла Сиама (Тайланд), Индии и Персии (Иран), где продолжила развитие в соответствии с местной спецификой. Так в Сиаме преимущественно воспроизводились узоры, навеянные природой, а в Персии, трафареты использовались исключительно для воспроизведения священных надписей. Что касается Индии, то местные художники работали с геометрическими рисунками в поисках идеальных пространственных композиций, в соответствии с индийской философией, стремящейся во всем найти совершенство.
В VIII веке технология печати по трафарету, достигла Турции. А уже оттуда, различные завоеватели и крестоносцы распространили её по средневековой Европе. Начиная с тех времен, трафареты прочно укрепились в жизни Европейцев, найдя себе применение в самых разных областях повседневной жизни. Трафареты помогали делать репродукции с рисунков, с их помощью изготавливались знамена для армий, странствующих рыцарей и пилигримов, печатали священную монограмму IHS "Jesum Habemus Socium" («С нами Бог») на потолке жилищ. Трафареты использовались для тиражирования Библии и индульгенций, а для грешников при помощи трафаретов тиражировались игральные принадлежности – карточки лото и игральные карты. Причём зачастую всё это печаталось в одних и тех же мастерских.

История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене … Получился живой, весёлый фейерверк приветов!
Это первое документальное свидетельство в Европейском континенте появления трафаретной росписи.

Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.Трафарет (итал. traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность, то же, что шаблон, штамп.

Трафарет также сыграл свою роль в недалеком прошлом.
Самый знаменитый трафарет в СССР находится в Санкт-Петербурге, в самом начале невского проспекта, он гласит: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!" Надпись, которая существует сейчас сделана уже после войны, текст и шрифт полностью соблюдены, но цвет краски уже другой - аутентичный трафарет был нарисован красно-коричневым. Сейчас это часть памятника Блокады Ленинграда. 


В 1943 году эти трафареты покрывали всю четную сторону Невского. Все надписи сделали две хрупкие девушки, бойцы Местной противовоздушной обороны: Таня Котова и Люба Герасимова. Эти девушки спасли много жизней, благодаря предупреждающим надписям по всему Невскому. Любовь Герасимова жива до сих пор.
Также трафарет был еще и оружием пролетариата. Первые политические трафареты появились в Париже во время народных волнений 1870-х годов. Недорогой, но очень эффективный способ пропаганды уже в середине 20-го века взяли на вооружение итальянские фашисты, наравне с борцами за свободу они рисовали на стенах портреты Муссолини. Были разрисованы порою целые непрерывные кварталы. Примерно в то же время Нью-Йорк пережил рассвет классического граффити, выполненного при помощи уже разноцветных красок из баллончиков. Уличное хулиганство постепенно превратилось в отдельный вид искусства, художественное пачканье стен самостоятельно или с помощью трафаретов стало жанром, где вместо холста - холодный и грубый бетон, где масло и акварель вытеснил акрил.
"При сборе материалов для статьи, была использована информация с сайта www.frezing.ru Исходная информация расположена по адресу - http://frezing.ru/trafaret_history "


С развитием такого вида творчества как скрапбукинг, трафареты заняли свое постоянное место в техниках применения. Существует масса способов изготовления трафарета.
Трафареты изготавливают из прозрачного пластика, латуни, металла или  пластмассы. К самым распространенным компаниям выпускающих трафареты и маски относятся: Ranger, Prima, Studio Calico,  The Crafter’s Workshop (TCW),Tattered Angels, Fiskars, Rayher. Трафареты российского производства: Barocci,  Mr. Painter, Сонет.

С трафаретом немного разобрались?

А что же такое маска? Спросите вы?
Используя трафарет, мы закрашиваем нужным нам цветом вырезанные на пласиковой основе детали.
Маски же действуют наоборот. Вы сами задаете только цвет окружающего фона.Маски в основном производят из прозрачного пластика на клеевой и не клеевой основе.

Давайте разберем на конкретном примере одного производителя Ranger Tim Holtz
 В первом случае у нас трафарет

А уже во втором случае это маска



Несколько видео от производителей вам в помощь.
Видео мастер-классы по применению масок Tim Holtz







Есть производители, маски которых можно катать вместе 
с пластинами для придания текстуры через машинку big shot. 

Видео мастер-класс по применению масок Studio Calico

 

С трафаретами и масками можно создавать невероятные работы.
Ищите свой стиль и техники.
Пусть трафареты и маски всегда будут в вашем ассортименте инструментария.


Надеюсь вам этот информационный материал был интересным.
С ув. Анжелика Ященко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если вы хотите не пропустить мои обновления, то в левом верхнем углу есть рассылка на ваш e-mail